Красноярский РЦИ «Красинфоцентр»

Система ЦНИТ/РЦИ

Инфраструктура информатизации образования начала складываться 15 лет назад, и основным звеном ее стала система центров новых информационных технологий в сфере образования и науки (ЦНИТ). Центры организовывались на базе ведущих вузов в соответствии с приказом Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 06.02.1991 № 96. С 1995 года начали образовываться на конкурсной основе региональные центры информатизации (РЦИ), ориентированные на информатизацию социальной сферы регионов.

Главная цель создания ЦНИТ/РЦИ — формирование информационной культуры и единой научно-технической политики в регионах, применение современных информационных технологий в образовании на всей территории России.

Инфраструктура центров призвана объединить регионы в единое информационное пространство в сфере образования, а также науки, культуры, здравоохранения, транспорта и т.д.

Основные задачи ЦНИТ/РЦИ

В области информатизации образования:

  • развитие единой телекоммуникационной информационной сети образования и науки России;
  • формирование и ведение распределенных информационных образовательных ресурсов;
  • формирование единого информационного пространства системы образования России;
  • создание информационно-технологической среды производства программно-информационных продуктов образовательного назначения.

В области информатизации региона:

  • формирование и ведение информационных ресурсов региона (наука и образование, культура, медицина и др.);
  • переподготовка кадров.

В области информатизации вуза:

  • формирование информационной среды и ресурсов вуза для обучения, научных исследований и управления.

Структура

КУЛАГИН Владимир Петрович

К 2006 году территориально-распределенная система ЦНИТ/РЦИ представляет собой порядка ста организаций: РЦИ — 20, региональных ЦНИТ — 9, республиканских, краевых, областных и городских ЦНИТ — 48, специализированных ЦНИТ — 19. Система Центров охватывает практически всю территорию Российской Федерации.

Ведущий ЦНИТ сегодня представляет собой межвузовский региональный учебный, научно-технологический комплекс, специализирующийся в области информатизации образования, выполняющий функции территориального узла единой телекоммуникационной сети образования и науки и ведущий отраслевые и региональные информационные ресурсы, а также работающий в тесном контакте в рамках единой корпоративной системы с территориальными и отраслевыми органами управления образованием, школами, лицеями, профессиональными начальными, средними и высшими учебными заведениями и субъектами научно-технической деятельности. Тихонов А. Н.

Научно-технический потенциал центров складывается из потенциала собственно центра и его базовых организаций, которые представлены кафедрами и научными лабораториями университетов, центров дистанционного образования, факультетов повышения квалификации преподавателей и инженеров в области информатики и вычислительной техники, колледжами, учебными центрами и т.д.

Основополагающий вклад в становление системы ЦНИТ/РЦИ внёс Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика», руководитель Тихонов А. Н.), который до сих пор является головным в области телекоммуникационного и научно-методического обеспечения.

Непосредственное управление системой ЦНИТ/РЦИ в настоящее время возложено на Государственный научно-исследовательский институт информационных образовательных технологий (ГосИнформОбр, руководитель Кулагин В. П.).

Некоторые достижения

  • За период своего развития система центров достигла высокого уровня развития в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обладает мощной вычислительной техникой, имеет свыше 60 веб-лабораторий, свыше 35 геоинформационных систем, 35 лабораторий мультимедиа и проч., а также объединяет в своих рядах свыше 3500 специалистов в области ИКТ.
  • Созданы и развиваются научно-образовательные сети разного уровня, в том числе, федеральная университетская компьютерная сеть России RUNNet.
  • Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1999 г. N 956 «О присуждении премий Правительства Российской Федерации в области образования за 1998 год» авторский коллектив системы ЦНИТ/РЦИ (ГНИИ ИТТ «Информика» и ряд центров) был удостен премии Правительства РФ за разработку научно-организационных основ информатизации в области образования России для высших учебных заведений.

ЦНИТ/РЦИ сегодня

133 центра по России

По состоянию на 01.09.2005 всего создано 133 Центра: РЦИ — 20, региональных ЦНИТ — 9, республиканских, краевых, областных и городских ЦНИТ — 48, специализированных ЦНИТ — 19, а также РРЦ — 33, отраслевых специализированных РЦ — 4.

Система ЦНИТ/РЦИ — основа выполнения федеральных целевых программ информатизации образования

ЦНИТ/РЦИ обеспечили выполнение Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» (ФЦП РЕОИС) по всем основным направлениям: развитие телекоммуникаций и технические оснащение, разрабокта информационных образовательных ресурсов, подготовка и переподготовка кадров.

Сеть центров ЦНИТ/РЦИ сейчас является основной технологической площадкой 33-х ресурсных центров (РЦ) сферы образования, созданных в рамках ФЦП РЕОИС.

Сеть ресурсных центров сферы образования ориентирована на обеспечение комплексного сопровождения результатов, полученных в ходе выполнения ФЦП РЕОИС, обеспечивая тем самым связку между отдельными направлениями создания единой образовательной информационной среды регионов, как части единого информационного пространства России.


По материалам портала РЦ ГосИнформОбр